publication foto Журнал «Наука и образование сегодня» выходит раз в два месяца, 19 числа (ежемесячно уточняется). Следующий номер журнала № 4(81) 2024 г. Выйдет - 19.11.2024 г. Статьи принимаются 18.11.2024 г.

Если Вы хотите напечататься в ближайшем номере, не откладывайте отправку заявки.

Потратьте одну минуту, заполните и отправьте заявку в Редакцию.




Ганишева Н.Г.

 Ганишева Наталья Геннадьевна – учитель физики,

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №44,

г. Владимир

 Аннотация: учитель всегда стремится совершенствоваться, учиться у других коллег, учиться у общества, учиться у детей, с которыми работает. Именно такой подход дает право педагогу передавать свой жизненный опыт, знания подрастающему поколению. Учебный процесс это не только передача знаний, но и совершенствование способов их передачи, глубокий анализ эффективности этих способов, их разнообразие с учетом конкретной ситуации, уровня подготовленности и психологической атмосферы целого класса и каждого ребенка, и в тоже время стремление к универсальности степени результатов обучения.    

В статье рассматривается одна из попыток представить урок физики на современном этапе развития образования в рамках Федерального государственного образовательного стандарта. Именно ученики предложили проведение обычного урока лабораторной работы изменить и дополнить с учетом их знаний в области IT-технологий. Любому наставнику лестно, когда в его среде воспитания появляются такие творческие, вдумчивые и заинтересованные дети. Особенным успехом результатов своего труда каждый педагог может считать, когда их ученики пошли по стопам своих учителей, а может быть и превзошли все ожидания.

Ключевые слова: урок, учащиеся, физика, информатика, длина световой волны, метапредметные связи

 Список литературы

1.     Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 12.08.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»/ КонсультантПлюс// [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131/ (дата обращения: 28.11.2022).

2.     Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б.,Чаругин В.М. Физика.11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень. М.: Просвещение, 2016. 419с.

3.      Поляков К.Ю, Еремин Е.А. Информатика. 9 класс, учебник. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2019. С. 111.

4.     Поляков К.Ю., Еремин Е.А. Информатика. 8 класс, учебник. М.: Бином. Лаборатория знаний. 2019 г. С..182;

5.     Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.09.2020 г. № 519 "О внесении изменения в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413"// Российская газета от 25.12.2020

6.     Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 г. № 712 "О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся"// Российская газета от 29.12.2020

7.     Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413"// Российская газета от 13.09.2022

 

Ссылка для цитирования данной статьи 

Publication copyright    

Ганишева Н.Г. РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ФИЗИКИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ХАРАКТЕРА// Наука и образование сегодня № 5(74), 2022 - С. {см. журнал}.

pdf publikacija

Ешпанов А.Т., Мамедова Л.Э., Самойлов К.И.

 Ешпанов Алихан Тимурович – бакалавр архитектуры, магистрант;

Мамедова Лейла Эльдаровна – бакалавр архитектуры, магистрант;

Самойлов Константин Иванович – доктор архитектуры, профессор,

кафедра архитектуры,

Казахский национальный исследовательский технический университет им. Сатпаева,

г. Алматы, Республика Казахстан

 Аннотация: в статье анализируется исторический путь функционально-пространственной организации площади Республики в г. Алматы. В рамках статьи рассматриваются принципы формообразования площади.

Ключевые слова: архитектура площадей, площадь, пространство.

 Список литературы 

  1. Балыкбаев Б.Т.Взаимосвязь функционального и художественного начала в архитектуре Алма-Аты 80-х годов: Автореф. дисс. канд. архитектуры, 18.00.01. М., 1993.
  2. Броновицкая А.Ю., Малинин Н.С., Пальмин Ю.И. Алма-Ата: архитектура советского модернизма. 1955-1991. Справочник-путеводитель. М.: Гараж, 2018. 352 с.
  3. Глаудинов Б.А., Самойлов К.И. Архитектура Казахстана 70 – 80-х годов. Проблемы преемственности. Архитектура и строительство Узбекистана, 1989. № 11. С. 2-5.
  4. Глаудинов Б.А., Сейдалин М.Г., Карпыков А.С. Архитектура советского Казахстана. М.: Стройиздат, 1987. 319 с.
  5. Ибрагимова К. Формирование архитектурно-планировочной структуры общегородского центра крупных городов юго-востока СССР (На примере Алма-Аты): Автореф. дис. канд. архитектуры. 18.00.04. Л., 1983.
  6. Клапанов А. Резиденция Президента Республики Казахстан в Алматы. // Кумбез, 1998. № 3. С. 21-23.
  7. Капанов А.К., Баймагамбетов С.К. Алматы. Архитектура и градостроительство. Алматы: Изд. комп. «ДИДАР», 1998. 352 с.
  8. Капанов А.К., Баймагамбетов С.К.Алматы. Архитектура и градостроительство (вторая книга). Алматы: «ДИДАР», 2000. 176 с.
  9. Лучшие произведения советских зодчих, 1981 - 1982 гг. / Союз архитекторов СССР. М.: Стройиздат, 1985. 287 с.
  10. Павлов М.П. Архитектура комплекса зданий площади им. Л.И. Брежнева в Алма-Ате. // Лучшее в архитектуре (Работы лауреатов Ленинской премии и Государственной премии СССР за 1982 г.). М.: Знание, 1983. С. 33-47.
  11. Раппопорт А. Пространство для людей... Мысли вслух о новых ансамблях площадей. // Архитектура (Приложение к «Строительной газете»), 1986. № 24(638). С. 6.
  12. Самойлов К.И.Архитектура Казахстана ХХ века (Развитие архитектурно-художественных форм). Москва-Алматы: «М-Ари» дизайн, 2004. 940 с.
  13. Самойлов К.И. Генезис композиции площади Республики в Алматы. Кумбез, 1998. №2(4). С. 12-13.
  14. Самойлов К.И.Масштаб в современном зодчестве Казахстана: Автореф. дис. канд. архитектуры. М., 1990.
  15. Самойлов К.И., Приемец О.Н.Творческое наследие М.П.Павлова в контексте современной архитектуры Казахстана. Вестник Казахской Головной архитектурно-строительной Академии. Научный журнал, 2018. № 3(69). С. 85-91.   
  16. Ухоботов Л.Главный архитектурный ансамбль Алма-Аты. // Архитектура СССР, 1981. № 10. С. 2-3.
  17. Фатиков Р.Р.Архитектурно-художественные тенденции в современном зодчестве Алма-Аты: (На примере общественных зданий 1960- 1980-х гг.): Автореф. дис. канд. архитектуры. М., 1988.

Ссылка для цитирования данной статьи 

Publication copyright    

Ешпанов А.Т., Мамедова Л.Э., Самойлов К.И. ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛОЩАДИ РЕСПУБЛИКИ В Г. АЛМАТЫ// Наука и образование сегодня № 4(73), 2022 - С. {см. журнал}.

pdf publikacija

Гущина М.В., Одинцов А.Ю.

Гущина Мария Владимировна – аспирант,

Высшая школа сервиса и торговли,

Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого;

Одинцов Алексей Юрьевич – адъюнкт,

кафедра фототопографии и фотограмметрии,

Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского,

г. Санкт-Петербург

Аннотация: рынок современных программных продуктов и программных комплексов, предназначенных для решения задач с использованием инструментальных геодезических средств, в настоящее время насыщен множеством представителей. Это программные продукты как отечественных IT-компаний, так и западных лидеров рынка производства геодезического оборудования. При этом при всем многообразии созданных информационных ресурсов не существует единой классификации, которая позволяла бы относить средства к той или иной группе. В статье предлагается альтернативная классификация геодезического программного обеспечения, используемого в сфере обороны, землеустройства и инженерных изысканий. Рассматриваются основные программы и программные комплексы, предназначенные для решения задач в соответствии с предлагаемой классификацией. Сформированы выводы и определены тенденции дальнейшего развития программных продуктов.

Ключевые слова: программное обеспечение, инженерно-геодезические изыскания, обработка результатов полевых измерений, землеустройство, географическая информационная система, уникальное программное обеспечение.

Список литературы

  1. Арапов А.Г. Способы нахождения неизвестных значений посредством интерполяции в Excel. // Geoinfo.ru, 2021. 21 апреля. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://geoinfo.ru/products-pdf/sposoby-nahozhdeniya-neizvestnyh-znachenij-posredstvom-interpolyacii-v-excel.pdf/ (дата обращения: 27.10.2022).
  2. Выборова Н.Н. Использование программы Stellarium при изучении астрономии в школе и вузе // Вестник Шадринского государственного педагогического университета, 2019. № 3 (43). С. 94–99.
  3. Ершова А.А. Применение ПО AutoCAD для создания топографических планов и дальнейшего управления инженерными данными на всех стадиях проектирования. Интерэкспо Гео-Сибирь-2013, г. Новосибирск: Междунар. науч. конф. «Геодезия, геоинформатика, картография, маркшейдерия» сб. материалов в 3 т. Т. 1. Новосибирск: СГГА, 2013. С. 152–154.
  4. Ласточкина С.И. Использование ГИС «Панорама» при создании и обновлении цифровых топографических карт для целевого применения в АПК / С.И. Ласточкина // Особенности правового режима, оценки и картографирования сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения (монография) / В. В. Северцов [и др.]. Горки: БГСХА, 2018. С. 102–136.
  5. Обиралов А.И., Лимонов А.Н., Гаврилова Л.А. «Фотограмметрия и дистанционное зондирование». Москва, 2016. 297 с.
  6. Полевое программное обеспечение Спутник, версия 1.3: Руководство пользователя. М.: ООО Руснавгеосеть, 2018. 74 с.
  7. Программное обеспечение SurX4.0: Руководство пользователя. М.: ООО Аспект, 2010. 118 с.
  8. Цифровая платформа мониторинга природно-технологической среды, 2021. 26 октября. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// https://mpts.i-core.ru/ (дата обращения: 27.10.2022).
  9. Цифровая фотограмметрическая система Photomod 7.3: Руководство пользователя. М.: ЗАО «РАКУРС», 2018. 29 с.
  10. Шарипов Д.М. Оптимальное рабочее место инженера-геодезиста на основе ПК КРЕДО // Геопрофи, 2022. № 3. С. 18–23.

Ссылка для цитирования данной статьи 

Publication copyright    

Гущина М.В., Одинцов А.Ю.К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ ГЕОДЕЗИЧЕСКОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРИКЛАДНЫХ ЗАДАЧ В СФЕРЕ ОБОРОНЫ, ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА И ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ// Наука и образование сегодня № 4(73), 2022 - С. {см. журнал}.

pdf publikacija

Шиколов Н.Ю.

 Шиколов Никита Юрьевич – учитель музыки,

Средняя общеобразовательная школа № 44, г. Владимир

 Аннотация: в статье анализируются стилевые особенности творчества В. Зубицкого.

Ключевые слова: стиль, творчество, гармония, партита, сюита, джаз.

 Композиторский стиль Владимира Зубицкого развивался в 1960-х – начале 1970-х годов в контексте основных тенденций ХХ века: второго авангарда (София Губайдулина, Альфред Шнитке и Эдисон Денисов) и новой фольклорной волны, самыми яркими представителями которой являются Дмитрий Покровский, Родион Щедрин, Авет Тертерян, Борис Тищенко, Сергей Слонимский. 

В это время для баяна сочиняли В. Золотарёв, А. Кусяков, С. Губайдулина, К. Волков, Г. Банщиков, Е. Подгайц и другие. Творчество каждого из перечисленных композиторов имеет яркую индивидуальность, что обусловлено совокупностью личного мировоззрения и конкретного творческого метода и воплощается в характерном тематизме, музыкальном языке, композиционных структурах и драматургических концепциях.

Огромное влияние на Владимира Зубицкого оказало творчество Владислава Золотарёва: «…во мне всё тогда перевернулось. Я открыл для себя новый инструмент, совершенно новый, крайне необычный образный мир... Меня просто потряс философский монументализм этого автора. Я понял, что благодаря музыке Золотарёва являюсь счастливым свидетелем зарождения баяна как академического инструмента» [8, c. 7]. Под впечатлением музыки Золотарева, Зубицкий написал Первую сонату (1978) – раннее сочинение, в котором, однако, довольно чётко проступают характерные черты композитора: узнаваемая лейтгармония, развитые тембровые комплексы, специфический тематизм и другие формообразующие компоненты, которые сообщают произведению внутреннюю динамику, энергетический потенциал и делают логичным музыкальное построение.

На становление стиля Зубицкого также оказало большое влияние участие в фольклорных экспедициях, которые проходили в году учёбы композитора в консерватории. Здесь композитор открыл для себя пласты народной музыки, которая полна красочности. Отсюда, например, в его композиторский обиход попал «гуцульский лад» – дорийский минор с высокой IV ступенью, который является самым узнаваемым элементом подчерка автора. Отсюда также своеобразная гармоническая и мелодическая стилистика произведений Зубицкого. Например, характерная ладовая переменность с нарочитым подчеркиванием звуков трезвучия III ступени в миноре, или цепочка восходящих по малым терциям минорных секстаккордов.

Стоит отметить яркую мелодику Зубицкого, которая в своей основе имеет инструментальное начало: широкий диапазон мелодий заполняется ходами на тритоны, септимы, децимы, ноны. Нередко композитор формирует тему из небольшого мотива или интонаций с четкой ритмикой
и уже в рамках экспозиции производит её активное развитие. Как, например, во второй части сонаты «Fatum», четвёртой части Первой партиты, в «Кривом танце» из Болгарской сюиты и других сочинениях. В крупных циклических произведениях Зубицкий стремиться добиться эффекта  непрерывности развития, сохраняет внутреннее движение темы, вследствие чего композитор порой «оттягивает» появление основной темы вплоть до окончания крупного раздела формы, тем самым подчёркивая закономерный итог предшествующего развития. Ярким тому примером может служить первая часть Второй сонаты. Скрепляющим элементом в форме в таких сочинениях становится опора на тональные центры, детальная проработка тонального плана и интервалика, подчеркивающая ладовую принадлежность.

При организации тональных планов цикла Зубицкий чаще всего опирается на принцип терцового соотношения, вероятно по причине удобства с точки зрения конструкции правой клавиатуры на баяне. Похожий принцип также соблюдают в своих сочинениях Вл. Золотарёв, Е. Дербенко, В. Семёнов, В. Бонаков и другие.

Внутри частей сонат Зубицкого происходит быстрая смена тональностей, которая производится за счёт внезапных модуляций, сопоставлений или вводнотоновости. Однако тональность в сочинениях Зубицкого не всегда возможно определить однозначно. Здесь речь идёт о произведениях, в которых используется подголосочно-полифоническая фактура, где гармонические сочетания образуются за счёт наслоений двух и более автономных мелодических линий, как, например, в четвёртой части Карпатской сюиты.

Стремление к действенной, динамичной форме является одной из причин активного обращения Зубицкого к секвенционным построениям. Секвенции, как правило, используются композитором перед непосредственным появлением темы или в процессе её разработки. Причем излюбленным приёмом Зубицкого является применение неточных секвенций, за счёт чего композитор существенно обогащает мелодическое разнообразие, вкрапляя в основную тему новые интонации и неаккордовые звуки. Также композитор нередко использует секвенции с намеренно нарушенной метричностью. При этом переменный метр и ритм даже несколько превалируют над изначальной мелодикой звеньев.

Особое место в мелодиях композитора занимает мелизматика (особенно форшлаги), что связано, в первую очередь, с национальным колоритом произведений: нередко она используется для опевания определенной ступени для подчеркивания особого звукоряда. Так, например, в первой части «Карпатской сюиты» опевается пятая ступень с помощью четвёртой «высокой» и шестой ступеней.

Стоит отметить, что дорийский звукоряд с повышенной квартой (гуцульский лад) – один из излюбленных ладов Зубицкого. Изначально этот лад часто употреблялся в эпических поэмах с инструментальным сопровождением украинских кобзарей (думах) и был весьма распространён у гуцульских традиционных профессиональных музыкантов, которые являлись носителями свадебной музыкально-инструментальной традиции. Лад часто использовался в творчестве украинских композиторов, начиная от Николая Лысенко (классика XIX века) вплоть до наших дней.

Отсюда возникает лейтаккорд Владимира Зубицкого – мажорное или минорное трезвучие с высокой четвёртой ступенью. Аккорд регулярно встречается в сочинениях композитора в разных обращениях. Например, в Первой партите, четвёртой части и финале «Славянской» сонаты.

В качестве лейтсозвучия в творчестве Зубицкого выделяется квинта, что так же подчёркивает архаику и фольклор – истоки его произведений. Один из типичных приёмов – использование квинты в качестве баса остинато в композициях в разделах с максимально громким звучанием: Первая и Вторая сонаты, Концертная партита №1, Траурная музыка и в других сочинениях.

Стоит отметить, что Зубицкий нередко прибегает в своих сочинениях к сонорике, чтобы подчеркнуть яркость, самобытность образов. В композиторский арсенал входят грозди кластеров, глиссандо, шум мехом, стук клапанов и многое другое.

Отдельной страницей в творчестве Владимира Даниловича является джаз. Зубицким написаны блестящие пьесы в джазовом стиле, например, концертные партиты №1 и №2. Интересно, что композитор в масштабах одного сочинения может сочетать украинский фольклор и джазовую музыку, как, например, в Концерте для баяна, скрипки, виолончели и фортепиано с камерным оркестром. По мнению Зубицкого, соединение фольклора и джаза вполне естественно, ведь в основе и того и другого лежит импровизация. Композитор довольно часто использует в сочинениях принцип импровизации, например, в Концертных партитах и Карпатской сюите.

Яркий стиль музыки Зубицкого отличается разнообразием красок и эффектов. Владимир Зубицкий, как композитор-баянист, создаёт сочинения исходя из природы инструмента, ориентируясь на его характерные особенности. Он активно использует тембровое разнообразие регистров (кларнет, фагот, орган, тутти, челеста и прочие), демонстрирует контрастные переходы от массивного звучания tutti на пять forte к тихим созвучиям на piano или даже pianissimo. Безусловно, поражает виртуозность, заложенная в тексте, которая требует от исполнителя не только беглости пальцев, но и особой работы с мехом для достижения максимально четкого звучания острого тремоло, массивных аккордов, которые выполняют функцию педали. Особенно стоит обратить внимание при работе с текстом на выразительную певучесть в кантилене, которую Зубицкий выстраивает за счёт плавного голосоведения нескольких самостоятельных мелодических пластов. Зубицкий соблюдает классические принципы развития кантилены, которые позволяют достичь возвышенных образов в кульминациях.

Список литературы

  1. Зубицкий В., Семашко А. Диалог о времени и мастерстве. Киев: Acco-opus Publishers, 2003. 40 с.

Ссылка для цитирования данной статьи 

Publication copyright    

Шиколов Н.Ю. СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА ВЛАДИМИРА ЗУБИЦКОГО// Наука и образование сегодня № 4(73), 2022 - С. {см. журнал}.

pdf publikacija