- Информация о материале
- Просмотров: 280
Горлина И.Г.
Горлина Инна Григорьевна – балетмейстер, доцент, факультет «Хореографическое искусство», Государственная академия хореографии Узбекистана г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье раскрывается понятие "современность" в хореографии. Приводятся примеры, в творчестве каких хореографов Узбекистана, Кыргызстана, Казахстана воплощена современная тема, для которой необходимы поиск соответствующей пластики и создание ярких хореографических образов. Задачи, стоящие перед балетмейстером, обобщения и выводы.
Ключевые слова: балет, спектакль, современность, балетмейстер, драматургия, воплощение в хореографии, современные выразительные средства.
Список литературы
- Современный балет – что это такое? /Сания Давлекамова. Интервью с Ю.Н. Григоровичем/ - газ. «Сырдарьинская правда» от 23февраля 1984.
- Горлина И.Г. Из солнца и неба Узбекистана. // «Балет», 2013. № 6, Москва. - С. 16.
- Горлина И.Г. Из солнца и неба Узбекистана. // «Балет», 2013. № 6, Москва. - С. 18.
- Виноградов О. Диалоги. //В сб. «Музыка и хореография современного балета». Л., 1974.
- Горлина И.Г. О воплощении национальных и общечеловеческих тем в балетном искусстве. // «Актуальные вопросы оперного и балетного искусства»: сборник научных статей Первой Международной научно-практической конференции 1-2 мая 2019. Ташкент: Мин.кул. РУз, 2019. – С. 200-207.
- Айтматов Ч. «Материнское поле». М., 1967.
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Горлина И.Г. ПОИСК И РЕШЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТЕМ НА БАЛЕТНЫХ СЦЕНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ // Наука и образование сегодня № 2(79), 2024 - С. {см. журнал}. |
- Информация о материале
- Просмотров: 288
Кари-Якубова Е.А.
Кари-Якубова Елена Анатольевна – преподаватель, кафедра «Теория и история искусств», Государственная академия хореографии Узбекистана,г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается активное развитие фестивального движения в Узбекистане на международном уровне. Целью проведения фестивалей является не только создание праздника и демонстрации достижений, это возможность обмена опытом и решения актуальных вопросов. Научно-практические конференции являются важной составляющей частью международных фестивалей Узбекистана. Участие в конкурсных программах фестивалей открывает хорошие возможности для талантливой молодёжи. Важным фактором развития и реализации творческих проектов является поддержка со стороны государства.
Ключевые слова: фестиваль, танец, музыка, разнообразие форм, сохранение наследия, развитие, сотрудничество, конференции, современная культура, творческие возможности.
Список литературы
- Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев г. Ташкент, 4 февраля 2020 г., № ПП-4585 Электронный ресурс https://lex.uz/ru/docs/4724484. Постановление Президента Республики Узбекистан о мерах по кардинальному совершенствованию системы подготовки высококвалифицированных кадров и дальнейшему развитию научного потенциала в сфере танцевального искусства.
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Кари-Якубова Е.А. ФЕСТИВАЛИ УЗБЕКИСТАНА – ИСКУССТВО, ОБЪЕДИНЯЮЩЕЕ НАРОДЫ № 1(78), 2024 - С. {см. журнал}. |
- Информация о материале
- Просмотров: 372
Шиколов Н.Ю.
Шиколов Никита Юрьевич – учитель музыки,
Средняя общеобразовательная школа № 44, г. Владимир
Аннотация: в статье анализируются стилевые особенности творчества В. Зубицкого.
Ключевые слова: стиль, творчество, гармония, партита, сюита, джаз.
Композиторский стиль Владимира Зубицкого развивался в 1960-х – начале 1970-х годов в контексте основных тенденций ХХ века: второго авангарда (София Губайдулина, Альфред Шнитке и Эдисон Денисов) и новой фольклорной волны, самыми яркими представителями которой являются Дмитрий Покровский, Родион Щедрин, Авет Тертерян, Борис Тищенко, Сергей Слонимский.
В это время для баяна сочиняли В. Золотарёв, А. Кусяков, С. Губайдулина, К. Волков, Г. Банщиков, Е. Подгайц и другие. Творчество каждого из перечисленных композиторов имеет яркую индивидуальность, что обусловлено совокупностью личного мировоззрения и конкретного творческого метода и воплощается в характерном тематизме, музыкальном языке, композиционных структурах и драматургических концепциях.
Огромное влияние на Владимира Зубицкого оказало творчество Владислава Золотарёва: «…во мне всё тогда перевернулось. Я открыл для себя новый инструмент, совершенно новый, крайне необычный образный мир... Меня просто потряс философский монументализм этого автора. Я понял, что благодаря музыке Золотарёва являюсь счастливым свидетелем зарождения баяна как академического инструмента» [8, c. 7]. Под впечатлением музыки Золотарева, Зубицкий написал Первую сонату (1978) – раннее сочинение, в котором, однако, довольно чётко проступают характерные черты композитора: узнаваемая лейтгармония, развитые тембровые комплексы, специфический тематизм и другие формообразующие компоненты, которые сообщают произведению внутреннюю динамику, энергетический потенциал и делают логичным музыкальное построение.
На становление стиля Зубицкого также оказало большое влияние участие в фольклорных экспедициях, которые проходили в году учёбы композитора в консерватории. Здесь композитор открыл для себя пласты народной музыки, которая полна красочности. Отсюда, например, в его композиторский обиход попал «гуцульский лад» – дорийский минор с высокой IV ступенью, который является самым узнаваемым элементом подчерка автора. Отсюда также своеобразная гармоническая и мелодическая стилистика произведений Зубицкого. Например, характерная ладовая переменность с нарочитым подчеркиванием звуков трезвучия III ступени в миноре, или цепочка восходящих по малым терциям минорных секстаккордов.
Стоит отметить яркую мелодику Зубицкого, которая в своей основе имеет инструментальное начало: широкий диапазон мелодий заполняется ходами на тритоны, септимы, децимы, ноны. Нередко композитор формирует тему из небольшого мотива или интонаций с четкой ритмикой
и уже в рамках экспозиции производит её активное развитие. Как, например, во второй части сонаты «Fatum», четвёртой части Первой партиты, в «Кривом танце» из Болгарской сюиты и других сочинениях. В крупных циклических произведениях Зубицкий стремиться добиться эффекта непрерывности развития, сохраняет внутреннее движение темы, вследствие чего композитор порой «оттягивает» появление основной темы вплоть до окончания крупного раздела формы, тем самым подчёркивая закономерный итог предшествующего развития. Ярким тому примером может служить первая часть Второй сонаты. Скрепляющим элементом в форме в таких сочинениях становится опора на тональные центры, детальная проработка тонального плана и интервалика, подчеркивающая ладовую принадлежность.
При организации тональных планов цикла Зубицкий чаще всего опирается на принцип терцового соотношения, вероятно по причине удобства с точки зрения конструкции правой клавиатуры на баяне. Похожий принцип также соблюдают в своих сочинениях Вл. Золотарёв, Е. Дербенко, В. Семёнов, В. Бонаков и другие.
Внутри частей сонат Зубицкого происходит быстрая смена тональностей, которая производится за счёт внезапных модуляций, сопоставлений или вводнотоновости. Однако тональность в сочинениях Зубицкого не всегда возможно определить однозначно. Здесь речь идёт о произведениях, в которых используется подголосочно-полифоническая фактура, где гармонические сочетания образуются за счёт наслоений двух и более автономных мелодических линий, как, например, в четвёртой части Карпатской сюиты.
Стремление к действенной, динамичной форме является одной из причин активного обращения Зубицкого к секвенционным построениям. Секвенции, как правило, используются композитором перед непосредственным появлением темы или в процессе её разработки. Причем излюбленным приёмом Зубицкого является применение неточных секвенций, за счёт чего композитор существенно обогащает мелодическое разнообразие, вкрапляя в основную тему новые интонации и неаккордовые звуки. Также композитор нередко использует секвенции с намеренно нарушенной метричностью. При этом переменный метр и ритм даже несколько превалируют над изначальной мелодикой звеньев.
Особое место в мелодиях композитора занимает мелизматика (особенно форшлаги), что связано, в первую очередь, с национальным колоритом произведений: нередко она используется для опевания определенной ступени для подчеркивания особого звукоряда. Так, например, в первой части «Карпатской сюиты» опевается пятая ступень с помощью четвёртой «высокой» и шестой ступеней.
Стоит отметить, что дорийский звукоряд с повышенной квартой (гуцульский лад) – один из излюбленных ладов Зубицкого. Изначально этот лад часто употреблялся в эпических поэмах с инструментальным сопровождением украинских кобзарей (думах) и был весьма распространён у гуцульских традиционных профессиональных музыкантов, которые являлись носителями свадебной музыкально-инструментальной традиции. Лад часто использовался в творчестве украинских композиторов, начиная от Николая Лысенко (классика XIX века) вплоть до наших дней.
Отсюда возникает лейтаккорд Владимира Зубицкого – мажорное или минорное трезвучие с высокой четвёртой ступенью. Аккорд регулярно встречается в сочинениях композитора в разных обращениях. Например, в Первой партите, четвёртой части и финале «Славянской» сонаты.
В качестве лейтсозвучия в творчестве Зубицкого выделяется квинта, что так же подчёркивает архаику и фольклор – истоки его произведений. Один из типичных приёмов – использование квинты в качестве баса остинато в композициях в разделах с максимально громким звучанием: Первая и Вторая сонаты, Концертная партита №1, Траурная музыка и в других сочинениях.
Стоит отметить, что Зубицкий нередко прибегает в своих сочинениях к сонорике, чтобы подчеркнуть яркость, самобытность образов. В композиторский арсенал входят грозди кластеров, глиссандо, шум мехом, стук клапанов и многое другое.
Отдельной страницей в творчестве Владимира Даниловича является джаз. Зубицким написаны блестящие пьесы в джазовом стиле, например, концертные партиты №1 и №2. Интересно, что композитор в масштабах одного сочинения может сочетать украинский фольклор и джазовую музыку, как, например, в Концерте для баяна, скрипки, виолончели и фортепиано с камерным оркестром. По мнению Зубицкого, соединение фольклора и джаза вполне естественно, ведь в основе и того и другого лежит импровизация. Композитор довольно часто использует в сочинениях принцип импровизации, например, в Концертных партитах и Карпатской сюите.
Яркий стиль музыки Зубицкого отличается разнообразием красок и эффектов. Владимир Зубицкий, как композитор-баянист, создаёт сочинения исходя из природы инструмента, ориентируясь на его характерные особенности. Он активно использует тембровое разнообразие регистров (кларнет, фагот, орган, тутти, челеста и прочие), демонстрирует контрастные переходы от массивного звучания tutti на пять forte к тихим созвучиям на piano или даже pianissimo. Безусловно, поражает виртуозность, заложенная в тексте, которая требует от исполнителя не только беглости пальцев, но и особой работы с мехом для достижения максимально четкого звучания острого тремоло, массивных аккордов, которые выполняют функцию педали. Особенно стоит обратить внимание при работе с текстом на выразительную певучесть в кантилене, которую Зубицкий выстраивает за счёт плавного голосоведения нескольких самостоятельных мелодических пластов. Зубицкий соблюдает классические принципы развития кантилены, которые позволяют достичь возвышенных образов в кульминациях.
Список литературы
- Зубицкий В., Семашко А. Диалог о времени и мастерстве. Киев: Acco-opus Publishers, 2003. 40 с.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Шиколов Н.Ю. СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА ВЛАДИМИРА ЗУБИЦКОГО// Наука и образование сегодня № 4(73), 2022 - С. {см. журнал}. |
- Информация о материале
- Просмотров: 840
Полуэктова М.А.
Полуэктова Марина Анатольевна – преподаватель,
отделение фортепиано,
Государственное учреждение
Комплекс музыкальный колледж - музыкальная школа интернат для одаренных детей,
г. Павлодар, Республика Казахстан
Аннотация: в данной статье прослеживаются основные моменты эволюции жанра фортепианной сонаты. Характеризуется развитие камерно-инструментальных жанров в молодых композиторских школах Востока, в современной музыке.
Ключевые слова: соната, эволюция.
Список литературы
- Музыкальный энциклопедический словарь, «Советская энциклопедия». М., 1990. 672 стр.
- Кюрегян Т. «Форма в музыке XVII – XX веков». Москва, 1998. 337 стр.
- Кириллина Л. «Классический стиль в музыке XVIII- начала XIX века». М. «Композитор», 2007. 208 стр.
- Горюхина Н. «Эволюция сонатной формы». Киев. «Музичина Украина», 1970. 313 стр.
- Савенко С. «Послевоенный музыкальный авангард». Журнал «Русская музыка и XX век». М., 1997. 432 стр.
- Смирнов В.В. «История зарубежной музыки», вып. 6– Санкт- Петербург, «Композитор», 1999, 625 стр.
- Валькова В.Б. Соната // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т.5. Совет. энцикл. М., 1981. Стр. 193-199.
- Месхишвили Э.П. Фортепианные сонаты Скрябина. «Советский Композитор». М., 1981. 272 стр.
- Григорьева Г.В. «Музыкальные формы XX века». «Владос». М., 2004. 175 стр.
- Продьма Т.Ф.Автореферат «История токкаты». М., 1989. 24 стр.
- Коган Г. «Работа пианиста» – «Классика – XXI». М., 2004. 204 стр.
- Когоутек Ц. «Техника композиции в музыке XX века». интернет ресурс. «Нотная библиотека классической музыки». 348 стр.
- Лебедев С., Трубинов П. «Русская книга о finale». «Композитор». СПб., 2003. 208 стр.
Ссылка для цитирования данной статьи
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. | ||
Полуэктова М.А. ЭВОЛЮЦИЯ ЖАНРА ФОРТЕПИАННОЙ СОНАТЫ // Наука и образование сегодня № 4(63), 2021 - С. {см. журнал}. |