publication foto Журнал «Наука и образование сегодня» выходит ежемесячно, 6 числа (ежемесячно уточняется). Следующий номер журнала № 04(73) 2022 г. Выйдет - 05.12.2022 г. Статьи принимаются 05.12.2022 г.

Если Вы хотите напечататься в ближайшем номере, не откладывайте отправку заявки.

Потратьте одну минуту, заполните и отправьте заявку в Редакцию.




Шиколов Н.Ю.

 Шиколов Никита Юрьевич – учитель музыки,

Средняя общеобразовательная школа № 44, г. Владимир

 Аннотация: в статье анализируются стилевые особенности творчества В. Зубицкого.

Ключевые слова: стиль, творчество, гармония, партита, сюита, джаз.

 Композиторский стиль Владимира Зубицкого развивался в 1960-х – начале 1970-х годов в контексте основных тенденций ХХ века: второго авангарда (София Губайдулина, Альфред Шнитке и Эдисон Денисов) и новой фольклорной волны, самыми яркими представителями которой являются Дмитрий Покровский, Родион Щедрин, Авет Тертерян, Борис Тищенко, Сергей Слонимский. 

В это время для баяна сочиняли В. Золотарёв, А. Кусяков, С. Губайдулина, К. Волков, Г. Банщиков, Е. Подгайц и другие. Творчество каждого из перечисленных композиторов имеет яркую индивидуальность, что обусловлено совокупностью личного мировоззрения и конкретного творческого метода и воплощается в характерном тематизме, музыкальном языке, композиционных структурах и драматургических концепциях.

Огромное влияние на Владимира Зубицкого оказало творчество Владислава Золотарёва: «…во мне всё тогда перевернулось. Я открыл для себя новый инструмент, совершенно новый, крайне необычный образный мир... Меня просто потряс философский монументализм этого автора. Я понял, что благодаря музыке Золотарёва являюсь счастливым свидетелем зарождения баяна как академического инструмента» [8, c. 7]. Под впечатлением музыки Золотарева, Зубицкий написал Первую сонату (1978) – раннее сочинение, в котором, однако, довольно чётко проступают характерные черты композитора: узнаваемая лейтгармония, развитые тембровые комплексы, специфический тематизм и другие формообразующие компоненты, которые сообщают произведению внутреннюю динамику, энергетический потенциал и делают логичным музыкальное построение.

На становление стиля Зубицкого также оказало большое влияние участие в фольклорных экспедициях, которые проходили в году учёбы композитора в консерватории. Здесь композитор открыл для себя пласты народной музыки, которая полна красочности. Отсюда, например, в его композиторский обиход попал «гуцульский лад» – дорийский минор с высокой IV ступенью, который является самым узнаваемым элементом подчерка автора. Отсюда также своеобразная гармоническая и мелодическая стилистика произведений Зубицкого. Например, характерная ладовая переменность с нарочитым подчеркиванием звуков трезвучия III ступени в миноре, или цепочка восходящих по малым терциям минорных секстаккордов.

Стоит отметить яркую мелодику Зубицкого, которая в своей основе имеет инструментальное начало: широкий диапазон мелодий заполняется ходами на тритоны, септимы, децимы, ноны. Нередко композитор формирует тему из небольшого мотива или интонаций с четкой ритмикой
и уже в рамках экспозиции производит её активное развитие. Как, например, во второй части сонаты «Fatum», четвёртой части Первой партиты, в «Кривом танце» из Болгарской сюиты и других сочинениях. В крупных циклических произведениях Зубицкий стремиться добиться эффекта  непрерывности развития, сохраняет внутреннее движение темы, вследствие чего композитор порой «оттягивает» появление основной темы вплоть до окончания крупного раздела формы, тем самым подчёркивая закономерный итог предшествующего развития. Ярким тому примером может служить первая часть Второй сонаты. Скрепляющим элементом в форме в таких сочинениях становится опора на тональные центры, детальная проработка тонального плана и интервалика, подчеркивающая ладовую принадлежность.

При организации тональных планов цикла Зубицкий чаще всего опирается на принцип терцового соотношения, вероятно по причине удобства с точки зрения конструкции правой клавиатуры на баяне. Похожий принцип также соблюдают в своих сочинениях Вл. Золотарёв, Е. Дербенко, В. Семёнов, В. Бонаков и другие.

Внутри частей сонат Зубицкого происходит быстрая смена тональностей, которая производится за счёт внезапных модуляций, сопоставлений или вводнотоновости. Однако тональность в сочинениях Зубицкого не всегда возможно определить однозначно. Здесь речь идёт о произведениях, в которых используется подголосочно-полифоническая фактура, где гармонические сочетания образуются за счёт наслоений двух и более автономных мелодических линий, как, например, в четвёртой части Карпатской сюиты.

Стремление к действенной, динамичной форме является одной из причин активного обращения Зубицкого к секвенционным построениям. Секвенции, как правило, используются композитором перед непосредственным появлением темы или в процессе её разработки. Причем излюбленным приёмом Зубицкого является применение неточных секвенций, за счёт чего композитор существенно обогащает мелодическое разнообразие, вкрапляя в основную тему новые интонации и неаккордовые звуки. Также композитор нередко использует секвенции с намеренно нарушенной метричностью. При этом переменный метр и ритм даже несколько превалируют над изначальной мелодикой звеньев.

Особое место в мелодиях композитора занимает мелизматика (особенно форшлаги), что связано, в первую очередь, с национальным колоритом произведений: нередко она используется для опевания определенной ступени для подчеркивания особого звукоряда. Так, например, в первой части «Карпатской сюиты» опевается пятая ступень с помощью четвёртой «высокой» и шестой ступеней.

Стоит отметить, что дорийский звукоряд с повышенной квартой (гуцульский лад) – один из излюбленных ладов Зубицкого. Изначально этот лад часто употреблялся в эпических поэмах с инструментальным сопровождением украинских кобзарей (думах) и был весьма распространён у гуцульских традиционных профессиональных музыкантов, которые являлись носителями свадебной музыкально-инструментальной традиции. Лад часто использовался в творчестве украинских композиторов, начиная от Николая Лысенко (классика XIX века) вплоть до наших дней.

Отсюда возникает лейтаккорд Владимира Зубицкого – мажорное или минорное трезвучие с высокой четвёртой ступенью. Аккорд регулярно встречается в сочинениях композитора в разных обращениях. Например, в Первой партите, четвёртой части и финале «Славянской» сонаты.

В качестве лейтсозвучия в творчестве Зубицкого выделяется квинта, что так же подчёркивает архаику и фольклор – истоки его произведений. Один из типичных приёмов – использование квинты в качестве баса остинато в композициях в разделах с максимально громким звучанием: Первая и Вторая сонаты, Концертная партита №1, Траурная музыка и в других сочинениях.

Стоит отметить, что Зубицкий нередко прибегает в своих сочинениях к сонорике, чтобы подчеркнуть яркость, самобытность образов. В композиторский арсенал входят грозди кластеров, глиссандо, шум мехом, стук клапанов и многое другое.

Отдельной страницей в творчестве Владимира Даниловича является джаз. Зубицким написаны блестящие пьесы в джазовом стиле, например, концертные партиты №1 и №2. Интересно, что композитор в масштабах одного сочинения может сочетать украинский фольклор и джазовую музыку, как, например, в Концерте для баяна, скрипки, виолончели и фортепиано с камерным оркестром. По мнению Зубицкого, соединение фольклора и джаза вполне естественно, ведь в основе и того и другого лежит импровизация. Композитор довольно часто использует в сочинениях принцип импровизации, например, в Концертных партитах и Карпатской сюите.

Яркий стиль музыки Зубицкого отличается разнообразием красок и эффектов. Владимир Зубицкий, как композитор-баянист, создаёт сочинения исходя из природы инструмента, ориентируясь на его характерные особенности. Он активно использует тембровое разнообразие регистров (кларнет, фагот, орган, тутти, челеста и прочие), демонстрирует контрастные переходы от массивного звучания tutti на пять forte к тихим созвучиям на piano или даже pianissimo. Безусловно, поражает виртуозность, заложенная в тексте, которая требует от исполнителя не только беглости пальцев, но и особой работы с мехом для достижения максимально четкого звучания острого тремоло, массивных аккордов, которые выполняют функцию педали. Особенно стоит обратить внимание при работе с текстом на выразительную певучесть в кантилене, которую Зубицкий выстраивает за счёт плавного голосоведения нескольких самостоятельных мелодических пластов. Зубицкий соблюдает классические принципы развития кантилены, которые позволяют достичь возвышенных образов в кульминациях.

Список литературы

  1. Зубицкий В., Семашко А. Диалог о времени и мастерстве. Киев: Acco-opus Publishers, 2003. 40 с.

Ссылка для цитирования данной статьи 

Publication copyright    

Шиколов Н.Ю. СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА ВЛАДИМИРА ЗУБИЦКОГО// Наука и образование сегодня № 4(73), 2022 - С. {см. журнал}.

pdf publikacija

Полуэктова М.А.

Полуэктова Марина Анатольевна – преподаватель,

отделение фортепиано,

Государственное учреждение

Комплекс музыкальный колледж - музыкальная школа интернат для одаренных детей,

г. Павлодар, Республика Казахстан

Аннотация: в данной статье прослеживаются основные моменты эволюции жанра фортепианной сонаты. Характеризуется развитие камерно-инструментальных жанров в молодых композиторских школах Востока, в современной музыке.

Ключевые слова: соната, эволюция.

Список литературы

  • Музыкальный энциклопедический словарь, «Советская энциклопедия». М., 1990. 672 стр.
  • Кюрегян Т. «Форма в музыке XVII – XX веков». Москва, 1998. 337 стр.
  • Кириллина Л. «Классический стиль в музыке XVIII- начала XIX века». М. «Композитор», 2007. 208 стр.
  • Горюхина Н. «Эволюция сонатной формы». Киев. «Музичина Украина», 1970. 313 стр.
  • Савенко С. «Послевоенный музыкальный авангард». Журнал «Русская музыка и XX век». М., 1997. 432 стр.
  • Смирнов В.В. «История зарубежной музыки», вып. 6– Санкт- Петербург, «Композитор», 1999, 625 стр.
  • Валькова В.Б. Соната // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т.5. Совет. энцикл. М., 1981. Стр. 193-199.
  • Месхишвили Э.П. Фортепианные сонаты Скрябина. «Советский Композитор». М., 1981. 272 стр.
  • Григорьева Г.В. «Музыкальные формы XX века». «Владос». М., 2004. 175 стр.
  • Продьма Т.Ф.Автореферат «История токкаты». М., 1989. 24 стр.
  • Коган Г. «Работа пианиста» – «Классика – XXI». М., 2004. 204 стр.
  • Когоутек Ц. «Техника композиции в музыке XX века». интернет ресурс. «Нотная библиотека классической музыки». 348 стр.
  • Лебедев С., Трубинов П. «Русская книга о finale». «Композитор». СПб., 2003. 208 стр.

Ссылка для цитирования данной статьи 

Publication copyright    

Полуэктова М.А. ЭВОЛЮЦИЯ ЖАНРА ФОРТЕПИАННОЙ СОНАТЫ // Наука и образование сегодня № 4(63), 2021 - С. {см. журнал}.

pdf publikacija

Галущенко И.Г.

Галущенко Ирина Георгиевна – Почётный Академик Турона, академик Международной академии наук педагогического образования, кандидат искусствоведения, профессор,

кафедра истории музыки и критики,

Государственная консерватория Узбекистана,

г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается одна из важнейших сфер творчества современного узбекского композитора и пианиста Мухаммаджана Атаджанова – фортепианная музыка. Сочинения М. Атаджанова для фортепиано широко популярны и востребованы в концертно-исполнительской и учебно-педагогической практиках. Анализируя их, автор статьи раскрывает художественную ценность фортепианной музыки талантливого композитора.

Ключевые слова: музыка, фортепиано, цикл, программность, фактура, окружающий мир.

Список литературы

  • Ревес И.Г. Применение педагогических и компьютерных технологий на занятиях в классе фортепиано (на примере пьесы М. Атаджанова «Гулдаста») // Формирование гармонично развитого поколения в современных условиях: Сборник научно-методических статей. Второй выпуск. Ч. 3. Ташкент, 2011. С. 21-30.
  • Миркасымова Э.З. Аспекты исполнительской интерпретации современных фортепианных циклов композиторов Узбекистана. Ташкент, 2016. 96 с.
  • Ганиева Л.М. Фортепианный дуэт в Узбекистане: вопросы интерпретации. Ташкент, 2010. 119 с.
  • Файзиева М.М. Концерты М. Атаджанова в классе специального фортепиано. Ташкент, 2011. 139 с.

Ссылка для цитирования данной статьи 

Publication copyright    

Галущенко И.Г. О ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКЕ МУХАММАДЖАНА АТАДЖАНОВА // Наука и образование сегодня № 2(61), 2021 - С. {см. журнал}.

pdf publikacija

Галущенко И.Г.

Галущенко Ирина Георгиевна – профессор, академик, Международная академия наук педагогического образования,  кафедра теории и критики музыки, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена анализу Четвёртой симфонии на корейские народные темы заслуженного деятеля искусств Узбекистана Хабибуллы Рахимова. На основе рассмотрения данного сочинения делается вывод о его значимости в развитии современного симфонического творчества.

Ключевые слова: симфония, композитор, творчество, традиция, музыкальная драматургия, мелодическое развитие, тембр.

Список литературы

  • Арановский М. Симфонические искания. Л.: Советский композитор, 1979. 287 с.
  • Галущенко И.Г. К вопросу стилевого обновления узбекской композиторской музыки на современном этапе развития // Актуальные вопросы развития узбекского музыкального искусства. Т.: Misiqa, 2020. С. 21-26.
  • Композиторы и музыковеды Узбекистана. Т.: ONIX PRINT, 2018. 247 c.
  • Михайлов М. Этюды о стиле в музыке: Статьи и фрагменты. Л.: Музыка, 1990. 288 с.

Ссылка для цитирования данной статьи 

Publication copyright    

Галущенко И.Г. СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕТВЁРТОЙ СИМФОНИИ ХАБИБУЛЛЫ РАХИМОВА // Наука и образование сегодня № 7(54), 2020 - С. {см. журнал}.

pdf publikacija